Рабочая программа по дополнительному образованию Юный краевед 2023-2024

Ирина
Викторовна
Соловьёва

Подписан: Ирина Викторовна
Соловьёва
DN: OU="директор школы ", O=МОУ
Солонечнинская СОШ, CN="Ирина
Викторовна Соловьёва ", E="
irina-soloveva-84@mail.ru"
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-09-20 20:12:56
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Солонечнинкая средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

с заместителем
________________________ директора по УВР

приказом директора
МОУ Солонечнинская
Жупитяева А.С. ________________________ СОШ

Приказ №1 от «31» 08
2023 г.

Климова Ю.В. ________________________
Приказ №1 от «31» 08
Соловьёва И.В.
2023 г.
Приказ №1 от «31» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
"Юный краевед"

возраст 8-10 лет

срок реализации 1 год

Составил:
учитель начальных классов
Буянова С.Н.

нпРудник Солонечный 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от
29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Устав «МОУ Солонечнинская СОШ»
Актуальность программы
Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием
юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и
будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки,
историю, культуру своего края.
Новизна программы
Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный
взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во
взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей,
истории края и истории своей семьи.
Отличительные особенности – подбор методики обучения с учётом возраста
ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс
обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Обучение по
данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного
воспитания личности ребенка, социальнокультурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации
обучающихся.
Адресат программы: данная программа рассчитана для детей 8-10 лет без ОВЗ.
Направленность программы «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую
направленность

Объем программы. Представленная программа «Юный краевед» реализуется в
течение 1 года, в 2 -4 классах. Программа предусматривает работу: 1 час в неделю, часов
36 ч.в год.
Режим занятий
занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Формы обучения
Форма обучения: очная
Цель программы «Юный краевед»:
- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в
нем, к окружающей нас природе.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления о малой Родине;
- формировать опыт участия в краеведческо-исследовательской деятельности;
- познакомить с разными способами получения информации.
-научить оформлять поисковые работы.
Развивающие:
- развивать интерес к судьбам тех, кто причастен к судьбе Родины.
-развивать потребность в познании себя в мире.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма.
- формировать активную жизненную позицию
- воспитывать уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным
особенностям и преданиям.
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный краевед» соответствует
целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для
обучающихся 8-10 лет
Достижение цели осуществляется через беседы, краеведческие игры, тематические
линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие мероприятия.

1. Содержание программы
Тема 1: Введение - 1 час
Что изучает краеведение. Задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах.
Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую
Родину.
Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина».
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Тема 2: Россия – Родина моя – 3 часа
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства
(герб, флаг, гимн).
Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.
Матрешка – русский сувенир. Рисование матрешки.
Тема 3: Мой край на глобусе и карте – 2 часа

Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Забайкальского
края.
Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края.
Тема 4: Моя малая Родина – мое село – 4 часа
Экскурсия - прогулка по селу.
Село на карте России, района, края. Наши соседи (районы, хозяйства, которые нас
окружают).
Исторические корни нашего края. Когда образовалось наше село. Легенды и
предания. Коренные жители села.
Обращается внимание на название села, его значение. Рассматривание книг и фотографий.
Встреча с коренным жителем села.
Конкурс рисунков «Село моё Солонечный».
Тема 5: Мой дом – моя крепость – 2 часа
Понятие «дом»: дом – жилище. За что я люблю свой дом? Правила дружных жильцов.
Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.
Тема 6: Я и моя семья – 8 часов
Я и моё имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители
выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа.
Использование игр с именами.
«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о
ближайших родственниках. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Составление
рассказа о своей семье с использованием фотографий.
Практическая работа. Выполнение аппликации «Моя семья»
Организация выставки семейных поделок. Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная
семья».
Мои друзья. Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему.
Конкурс рисунков «Мой друг».
Тема 7: Улицы нашего села – 4 часа
Улицы, на которых мы живём. Экскурсия.
Моя улица, почему так названа.
Практическая работа. Рисование на тему «Моя улица».
Оформление стенгазеты, рассказывающей об улицах своего села.
Тема 8: Моя школа – 4 часа
Я – ученик. Экскурсия по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями,
библиотекарем и персоналом школы. Знакомство с режимом работы школы и общими
правилами поведения.
Традиции школы. Символика школы.
Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».
Тема 9: Природа нашего края – 4 часа
Природа – наш второй дом. Растительный мир родного края.
Зеленая аптека нашего села (оформить в папку).
Животный мир родного края.
Выставка рисунков «Мой любимый уголок родного края».
Тема 10: Итоговое занятие – 1 час

3. Оформление папок творческих работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
№

1

Содержание
Количеств
программного
о часов
материала
Что
изучает 1 ч
краеведение

2

Россия
Родина моя

– 3ч

3

Мой край на 3 ч
глобусе и карте

4

Моя
малая 3 ч
Родина – мое
село

5

Мой дом – моя 2 ч
крепость

6

Я и моя семья

4ч

Характеристика деятельности
Знакомство учащихся с термином краеведение.
Какие места люди на планете называют своей
Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Знакомство
с
понятиями
«история»,
«краеведение», «родина».
Знакомство с источниками краеведческих знаний:
карта как источник информации и другие
источники.
Россия - наша Родина.
Москва – столица Российского государства.
Знакомство с символами государства (герб, флаг,
гимн).
Знакомство с символом России – берёзой.
Рисование дерева. Отгадывание загадок,
нахождение пословиц.
Знакомство с матрешкой – русским сувениром.
Рисование матрешки.
Знакомство с понятиями край, область, регион.
Территория и географическое положение
Забайкальского края. Знакомство с картой района,
границы, история образования. Символика края.
Экскурсия - прогулка по селу.
Знакомство с географией села Солонечный на
карте России, района, края. Наши соседи (районы,
хозяйства, которые нас окружают).
Узнать исторические корни нашего края. Когда
образовалось наше село. Легенды и предания.
Обратить внимание на название села, его значение.
Рассматривание книг и фотографий.
Встреча с коренными жителями.
Провести конкурс рисунков «Село моё
Солонечный».
Понятие «дом»: дом – жилище. За что я люблю
свой дом?
Вспомнить правила дружных жильцов.
Практическая работа. Вылепить свой дом из
пластилина.
Узнать, что означают наши имена? Что такое
фамилия и отчество? Как родители выбирают имя
своему ребёнку?
Узнать, кто такой ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Использование игр с
именами.
«Глупа та птица, которой своё гнездо немило».

7

Улицы нашего 4 ч
села

8

Моя школа

4ч

9

Природа
нашего края

3ч

Профессии
людей в селе

2ч

Уроки
творчества

2ч

10
.

11
.

Подготовка сведений о своей семье, о ближайших
родственниках.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства.
Составление рассказа о своей семье с
использованием фотографий.
Практическая работа. Выполнение аппликации
«Моя семья»
Организация выставки семейных поделок.
Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная
семья».
Мои друзья. Рассказы учащихся о том, кого можно
считать другом и почему.
Конкурс рисунков «Мой друг».
Провести экскурсию по улицам, на которых мы
живём.
Узнать, почему так названа моя улица.
Практическая работа. Рисование на тему «Моя
улица».
Оформление стенгазеты, рассказывающей об
улицах своего села.
Я – ученик. Провести экскурсию по школе
(знакомство с кабинетами). Встреча с учителями,
библиотекарем и персоналом школы.
Знакомство с режимом работы школы и общими
правилами поведения.
Знакомство с традициями школы. Символика
школы.
Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».
Узнать, что природа – наш второй дом.
Знакомство с растительным миром родного края.
Знакомство с животным миром родного края.
Оформление папки «Зеленая аптека нашего села».
Знакомство с презентацией «Такие разные
профессии».
Разговор
о
простых
тружениках
села:
механизаторах, учителях, медработниках, которые
сегодня живут и трудятся в селе. Экскурсии,
встречи.
Игра «Кем я хотел бы стать?»
Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я
стану?»
Проведение праздника «Ярмарка профессий».
Написание сочинения на одну из предложенных
тем:
 Сочинение – повествование «Улица моего
детства».
 Сочинение – рассуждение «За что я люблю
свое село?»
 Сочинение – описание «Любимый уголок
природы».
 Сочинение – интервью «Лучшие люди

12
.

Календарные
4ч
праздники
и
обряды
в
нашем селе

10

Итоговое
занятие

села»
Провести конкурс рисунков «Моё село родное»
Знакомство с праздником «Рождественские
вечера».
Узнать, что такое колядки.
Знакомство с праздником Масленицы. Традиции
праздника Масленицы, символизирующего
проводы зимы и встречу весны.
Знакомство с обрядовыми народными играми,
забавами, песнями, закличками, традицией печь
блины.
Чаепитие с блинами.
Традиция проведения проводов русской зимы в
селе Солонечный.
Практическая работа. Заучивание стихов, песен,
инсценирование обрядов.
Знакомство с историей праздника Пасха.
Изготовление подарков к празднику Пасхи:
писанки, открытки. Разучивание игр. Проведение
праздника Пасхи в классе.
Знакомство с историей праздника Троицы.
Традиция проведения Троицы в селе.

1ч

Оформить папки творческих работ.

Формы аттестации
По итогам освоения данной программы предусмотрены следующие формы контроля
знаний и умений учащихся:
 наблюдение;


викторина;



тестирование;



задания;



диагностика;



загадки



практическая работа.
Методическое обеспечение

При реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
 словесный;


наглядно-практический;



объяснительно-иллюстративный;



игровой;



поисковый;



проектный.
Формы организации образовательного процесса:



парная;



групповая;



индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия:

-

беседа;

-

экскурсия;

-

презентация;

-

посиделки;

-

практическое занятие;

-

выставка;

-

краеведческие викторины,

-

разучивание народных игр

-

выставки поделок, рисунков,

-

разгадывание кроссвордов,

-

сбор природного материала для изготовления поделок,

Список литературы:
Энциклопедия Забайкалья. Читинская область.,2000.
Орлова Л. Полная энциклопедия имён. – ООО «Издательство АСТ», 2007.
Сборник « Имя, отчество, фамилия». – Новосибирск. «Вен-Мер», 1996.
Интернет-сайты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».