доп Спортивные игры (1)

Пояснительная записка
При составлении данной программы были использованы следующие
нормативно-правовые и методические документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г.
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
 Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
 Приказ Минпросвещения РФ от 18 июля 2022 года №568 «О внесении
изменений в ФГОС ООО»;
 Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных
программ»;
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному
направлению «Спортивные игры» подготовлена в соответствии с требованиями
ФГОС ООО и концепцией физического воспитания
В 2023-2025 учебном году программа будет реализовываться 1час в неделю.
Возраст детей с 12-16 лет.
Цель программы: углубленное изучение спортивных игр баскетбол и
волейбол. Основными задачами программы являются:
• укрепление здоровья;
• содействие правильному физическому развитию;
• приобретение необходимых теоретических знаний;
• овладение основными приемами техники и тактики игры;
• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
• привитие ученикам организаторских навыков;
• повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников;
• подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу, волейболу.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к
здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом,
умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом
дисциплинируют,
воспитывают
чувство
коллективизма,
волю,
целеустремленность, способствует поддержке при изучении общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в
сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных
учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учится, меньше

болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по баскетболу, волейболу различного масштаба.
Обоснованием необходимости разработки и внедрения данной программы
является то, что программа адаптирована для проведения дополнительного
образования по спортивным играм. Из базовой части программы взят раздел
волейбол, баскетбол и дополнен компонент, в соответствии с социальноэкономическими потребностями нашего общества. Исходя из сущности общего
среднего образования, учета климатических условий проживания в данном районе
работа по программе призвана сформировать у обучающихся устойчивые
потребности в бережном отношении к своему здоровью. Данная программа
состоит в организации спортивного досуга обучающихся, направленного на
активизацию двигательной активности. Данная деятельность характеризуется
целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил
ребенка и выступает как условие и результат формирования физической культуры
человека. У курса обучения спортивным играм уникальные возможности не только
для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности. В программе представлены
доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами
техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Материально-техническое и методическое
обеспечение.
1. Мячи волейбольные
2. Сетка для игры в волейбол
3. Мишени на стене
4. Набивные мячи
5. Скакалки
6. Мячи баскетбольные

Содержание программы
Структура организации занятий включает в себя выдачу теоретического материала,
техническую и тактическую подготовки. Теоретический материал выдается
блоками, через решение проблемных ситуаций до и после или в процессе
выполнения двигательной деятельности.
Сообщение знаний учащимся направлено на то, чтобы усвоение сведений, фактов,
правил, принципов, ведущих положений и идей опирались на индивидуально
возникающие у них ощущения, мышечные напряжения, функциональные и
психические состояния, необходимые для решения учебной задачи.
Баскетбол
1-6 Броски в кольцо
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли)
без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра.
7-10 Подвижные игры Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка
мяча»,
«охотники и утки» и т.п.).
11-14 Игра в защите. Выравнивание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных
элементов техники перемещений и владения мячом.
15-20 Игра в нападении. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение
(5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом.
Взаимодействие двух игроков
«отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача,
ведение, бросок. 21-27 Тестирование. Тестирование уровня развития
двигательных способностей, уровня сформированной технических умений и
навыков.
Участие в соревнованиях. Игра по упрощенным правилам мини- баскетбола. Игры и
игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Привлечение к участию в соревнованиях.
Волейбол
Технические действия
1 Перемещения. Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать,
подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений
(перемещение в стойке, поворот, ускорение).
2-6 Передача. Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения
вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже
через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в
пионербол, игровые задания.
7- 12 Нижняя прямая подача с середины площадки Нижняя прямая подача мяча с
расстояния 3-6 м от сетки.
14-22 Прием мяча
Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи.
13-18 Индивидуальные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические
действия в защите.
19-22 Верхняя прямая подача. Верхняя прямая подача (с расстояния 3-6 метров от
сетки, через сетку).
22-27 Подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры, эстафеты.

Содержание программы:
Первый год обучения
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег
по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по
команде.
Бег
с

преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с
поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на
скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока
от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка
на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1. Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить
свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу,
мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко
летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому
сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые
упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами
Волейбол
1. Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки
спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое
питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча
двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча
вверх и ловля его на месте и после перемещения.
Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении
– низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей
принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Тематическое планирование
№
1.
1.1.

1.2.
1.3
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

Наименование разделов и тем
Основы знаний (теоретические сведения)
Волейбол, баскетбол,
средство физическог
как развития
о
школьников
Техника безопасности
занятиях волейболом
прибаскетболом
,
Предупреждения травматизма
Гигиенические
занятий физическим
прави
и
ла упражнениями.
Общая физическая подготовка
Силовая подготовка
Скоростная подготовка
Развитие выносливости
Развитие прыгучести
Техническая подготовка

Количество
3

3
3
3

3
3
3
3

3.1
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Перемещение и стойка волейболиста,
баскетболиста
Нападающий удар, ведение мяча
Передача мяча
Блокирование
Подача мяча, передача

3
3
3
3
3

3.6
3.7.
4.

Приемы мяча, броски мяча
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
ИТОГО ЧАСОВ

3
3
27
72

Тематическое планирование на два года по ДОП
образованию
№ урока

Тема

17
18

1 год
Баскетбол
Стойки и передвижения игрока в баскетболе
Ведение мяча на месте и в движении
Ловля и передача мяча на месте
Ведение мяча с изменением скорости
Бросок мяча двумя руками снизу
Ведение мяча в движении, шагом
Игра в мини-баскетбол
Ведение мяча с изменением скорости
Бросок двумя руками снизу после ведения
Ведение-остановка-бросок
Игра по упрощенным правилам
Бросок двумя руками от головы в кольцо
Ведение мяча с сопротивлением на месте
Способы защиты и нападения
мини-баскетбол
Комбинация из освоенных элементов
перемещений и владения мячом.
Штрафные броски. Игра
Быстрый прорыв. Игра

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Волейбол
Стойки и передвижения игрока
Передача мяча и нижняя прямая подача
Нижняя прямая подача и прием
Нижняя прямая подача
Передачи во встречных колоннах
Верхняя прямая подача
Нападающий удар
Учебная игра
Техника передач мяча над собой
Прием мяча после подачи
Нижняя, верхняя подачи
Нападающий удар после подбрасывания

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
техники 1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Прием мяча снизу
Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после
перемещения вперед.
Индивидуальные тактические действия в защите
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках
Передачи мяча над собой, через сетку.
2 год
Баскетбол
Броски мяча двумя руками стоя на месте
Передача мяча снизу
Передачи мяча от груди
Передачи мяча от плеча
Передача мяча в движении
Приемы игры в баскетбол
Броски мяча в кольцо
Ведение баскетбольного мяча
Броски в цель
Броски мяча в кольцо
Игра Мини-баскетбол
Бросок двумя руками от головы после ловли мяча
Техника стойки и передвижений
Выравнивание и выбивание мяча.
Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций
игроков.
Нападение быстрым прорывом
Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди»
Комбинация из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Волейбол
Ловля и передача волейбольного мяча
Обучение прямой нижней и боковой подачам
Подбрасывание мяча на заданную высоту
Прием снизу двумя руками мяча
Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх
Не давай мяча водящему
Прием мяча снизу двумя руками, нижняя прямая
подача
Броски мяча двумя руками стоя в стену
Броски мяча двумя руками в пол,
Подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и
после перемещения.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18

Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после
перемещения вперед
Передачи двумя руками сверху в парах.
Индивидуальные тактические действия в защите
Прием мяча снизу двумя руками через зону
Нападающий удар
Верхняя прямая подача. Игра по упрощенным
правилам
Прием мяча после подачи
Игра по упрощенным правилам в волейбол

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».