ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

Ирина
Викторовна
Соловьёва

Подписан: Ирина Викторовна
Соловьёва
DN: OU=197, O=МОУ Солонечнинская
СОШ, CN=Ирина Викторовна
Соловьёва,
E=Irina-Soloveva-84@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-09-20 11:51:58
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Солонечнинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
учителей начальных
классов
К.В. Коренева
Протокол № 2
2023 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
Ю.В. Климова
2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ
Солонечнинская СОШ
И.В.Соловьёва
Приказ №2
2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Забайкаловедение»
в 3 - 4 классах
на 2023-2024 учебный год

Программу подготовила:
учитель начальных классов
Портнягина Марина Николаевна

2023г

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка.
Актуальность создания и введения интегрированного курса.
Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы
знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора,
развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Тepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о
необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в
предшествующую эпоху. Уже в XIX в. разрабатывались школьные учебные программы
«родиноведения» (или «отчизноведения»). Краеведению было отведено заметное место и
в концепции «народного воспитания» К.Д. Ушинского.
В настоящее время под краеведением понимают сферу научной, культурнопросветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики:
прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той
же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий
круг лиц, преимущественно местных жителей. «Малая Родина» ребёнка – это и природа,
которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и
культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава
Забайкальского края.
Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема
взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В
рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в
начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с
природой и людьми, живущими рядом.
В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями
краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача
формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности
обучения в последующие годы. Коммуникативная компетенция представляет собой
сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой
деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо,
обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных
сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только
умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления,
говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный
показатель сформированности других общеучебных умений - организационных,
информационных, интеллектуальных
Нормативно-правовое обеспечение программы курса.
Образовательная программа «Забайкаловедение» для учащихся начальной школы
разработана в соответствии с нижеуказанными документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Концепцией модернизации российского образования;

Федеральным компонентом государственного стандарта начального
общего образования (2004 г.);

Проектом Концепции Государственного образовательного стандарта
общего образования (2007 г.) (Кондаков, А.М.,
Кузнецов, А.А. и др. Проект

Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования /
А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов // nmc.nevarono.ru/dok/RAO_mine+++.ppt.);

Концепцией
Регионального
(национально-регионального)
компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для
общеобразовательных учреждений Читинской области (2007 г.) (Клименко, Т.К.
Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы :
сборник материалов научной конференции. Ч.3 / Т.К. Клименко, А.В. Константинов,
С.В. Кузьмина, Е.А. Игумнова, И.А. Грешилова, Б.Б. Даширабданова. – Чита : Издво ЗабГГПУ, ЧИПКРО, 2007. – С. 114-126);

Региональным образовательным стандартом по экологии для
общеобразовательных школ Читинской области (2002 г.)
(Горлачёв, В.П.
Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных
школ Читинской области / В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И.
Никифорова. – Чита, 2002. – 33 с.).
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных
забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края,
сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей,
живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего
первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и
культуре родного края;
- познакомить учащихся со своеобразием забайкальских и бурятских сказок;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной
природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую
Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе
изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и
людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к
социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения
окружающей
среды
и
собственного
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
- формирование коммуникативной компетенции младших школьников при
организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;
- приобщить к легендам Забайкалья, положенным в основу творчества многих
сибирских писателей;
- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое
воспитательное пространство школы.
Подходы и принципы, лежащие в основе моделирования и реализации программы
курса.
При разработке программы курса «Забайкаловедение» для общеобразовательных
школ Забайкальского края авторы основывались на следующие идеи проекта Концепции
Государственного образовательного стандарта (ГОСа) общего образования (2007, А.М.
Кондаков, А.А. Кузнецов и др.):
- социальное развитие как формирование российской и гражданской идентичности
на основе принятия учащимися демократических ценностей;
- развитие толерантности и умений жить в поликультурном обществе;
- воспитание патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил;
- освоение универсальных способов деятельности.

В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в
соответствии с идеологией проекта Концепции ГОСа общего образования. Актуализация
и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает
эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их
самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только
успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и
компетентностей в любой предметной области познания
В соответствии с концепцией проекта ГОСа второго поколения основные результаты
обучения и воспитания учащихся выражаются в достижении определённого уровня
развития:
- личностного;
- социального;
- познавательного;
- коммуникативного.
Организация занятий по программе курса основывается на ряде принципов.
Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и
сотрудничества; учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь
на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт,
реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в
процессе создания творческих работ.
Принцип научности и принцип доступности выдержан авторами учебных пособий в
традиционном отборе содержания курса.
Принцип сезонности является систематизирующим при структурировании материала
1 модуля программы курса «Забайкаловедение», посвящённого изучению природного
наследия Забайкалья, взаимодействия человека и природы в условиях региона.
Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания
окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с
гуманитарными при изучении природы.
Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при
реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и
умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как
интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное
образование в современном информационном обществе. В разработанной программе
акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей
деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы.
Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо
закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации
учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в
сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.
Принцип креативности: в программе предусмотрены задания на организацию
творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными
и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.
Принцип активизации межличностного общения учащихся заключается в процессе
реализации курса посредством различных заданий и упражнений, работы с книгой для
чтения, взаимодействия с родителями и другими людьми как источником знаний о

Забайкалье, направленных на формирование у младших школьников коммуникативной
компетенции как одного из факторов успешности обучения в последующие годы.
Создание развивающей образовательной среды происходит в сотрудничестве с
социальными партнёрами школы, например, учреждениями дополнительного
образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театр и т.п.).
Принцип структурирования содержания на основе рефлексии: содействие
учащемуся в осознании цели каждой темы и от неё – к осознанию результата обучения
(каждое занятие предполагает цели для учащихся в виде вопроса: «Чему я научусь?»,
заканчивается же занятие целенаправленно разработанными учителем рефлексивными
вопросами или упражнениями).
Продолжительность курса: всего – 34 часов, 1 час в неделю.
Учебно-методическое обеспечение курса «Забайкаловедение».
Требования к учебным умениям и навыкам учащихся
по курсу «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»
Учащийся должен уметь:
- выполнять действия по плану;
- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;
- осмысливать прочитанное;
- определять главную мысль текста;
- пользоваться энциклопедиями, словарями;
- записывать библиографические данные книги;
- вести диалог.
Знать:
- название городов Забайкальского края;
- основные достопримечательности своего населённого пункта;
- народы, населяющие Забайкальский край;
- распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных
народов края.
Уметь характеризовать:
- значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;
- роль семьи в общественной жизни;
Уметь применять знания на практике:
- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое
положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;
- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;
- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.
В процессе изучения «Забайкаловедение», учащиеся получат возможность развить свои
способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и
исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших
школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные
учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты курса «Забайкаловедения»
У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки
одноклассников, учителя, родителей;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого
отношения между её членами;

осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви
к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение
к другим странам, народам, их традициям;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в
природе, в быту, в обществе;

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения
потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического
восприятия мира и творческих способностей;

понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать
свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

зарождение
элементов
гражданского
самосознания
(российской
идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни
народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания
продолжить их добрые дела;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
другой национальности, с нарушениями здоровья;

эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к
красоте, желание участвовать в её сохранении;

осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье
окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием,
коллекцией, с контурными картами и др.)

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными,
учебно-практическими, экспериментальными задачами;

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям
учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
(свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и
выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической
работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);


проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные
способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных
задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию,
представленную
в
вербальной
форме,
изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на
основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме.
Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной
формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную,
схематическую, табличную);

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;


Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и
точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками,
общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Забайкаловедение» научится:

приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих
и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных,
ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся);

различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков
формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных
ископаемых родного края;

находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и
озёра Забайкальского края;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

находить факты
экологического
неблагополучия
в
окружающей
среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на
природу, участвовать в природоохранной деятельности в Забайкальском крае;

вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными
изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового
растения;

использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи,
рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов,
объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка,
листа).
Выпускник получит возможность научиться:

вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным
признакам;

объяснять отличия климатических условий в Забайкальском крае,
приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

готовить сообщения о необычных явлениях природы; о способах
сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных
источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за
объектами природы, результаты эксперимента);

участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и
собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной
литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей
работы.

В
результате
изучения
историко-обществоведческого
материала
курса
«Забайкаловедение» выпускник научится:

воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и
общества; в единстве народов, культур, религий;

ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с
одноклассниками, друзьями, взрослыми;

рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов
семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях
семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам
старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для
решения учебно-познавательных задач;

узнавать государственную символику РФ и Забайкальского края;

находить на карте Забайкальский край, её столицу город Читу, города
Забайкальского края, свой район, его административный центр Алек – Завод. показывать
на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям
картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории Забайкальского края;

готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Читы,
демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий,
исторических памятников, театров и других объектов культуры;

рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий,
фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и
государства;

различать прошлое
и
настоящее
Забайкальского
края; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять
последовательность важнейших событий в истории Забайкальского края;

рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,
памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села,
районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека,
его поступков, трудолюбие и мастерство;

соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе,
учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к
младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную
оценку своим поступкам;

составлять родословную своей семьи;

объяснять символический смысл цветных полос российского флага,
изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной
избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных
полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический
музеи, на местном материале);

рассуждать о прошлом, настоящем и будущем родного края;

находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях,
царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях
России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие
культуры и благосостояния народов, населяющих её;

использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о
религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания
собственных устных и письменных сообщений;

изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других
материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи
дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с
незнакомыми людьми;

соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе
и других общественных местах;

соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на
улицах города;

объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:

сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов
чувств;

следовать правилам здорового образа жизни;

соблюдать правила противопожарной безопасности;

оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


Учебно-тематический план курса «Забайкаловедение»
«Природное наследие Забайкалья» (3 класс)
№

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов
для словаря

Введение

§ 1.

§ 2.

§ 3.

§ 4.

§ 5.

§ 6.

§ 7.

§ 8.

§ 9.

Цели
и
задачи
курса Забайкаловедение,
«Забайкаловедение».
Забайкалье
Забайкалье – удивительный
край
I. ПРОЩАНИЕ С ЗАБАЙКАЛЬСКИМ ЛЕТОМ
Сенокос
на Значение
разнотравья Разнотравье.
лугу
забайкальских лугов и степей Пастбища.
Стадо.
для выпаса животных. Пора Отара. Табун. Чабан.
сенокоса
Сенокосилка
Ягоды
Ягоды Забайкалья. Правила Витамины.
сбора ягод. Пожар – главный Жимолость.
Падь.
враг лесных ягод. Ядовитые и Тараножка. Вороний
несъедобные ягоды
глаз
Грибы
Отличие грибов от растений. Грибы. Трутовики.
Съедобные и ядовитые грибы. Грибница. Плодовое
Правила сбора грибов.
тело. Споры.
II. ОСЕННЯЯ ПОРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Дары полей и Сбор урожая на полях и дачах Ранетки. Облепиха.
огородов
Забайкалья.
Условия Сорт.
Фитофтора.
выращивания
и
хранения Квашение
овощей
Первые
Начало заморозков. Влияние Заморозки.
Иней.
заморозки
заморозков на растения и Шуга. Термометр
животных. Опасности первого
льда
Золотой
Красота забайкальской осени. Хлорофилл. Вечная
наряд
Почему листья меняют свой мерзлота
цвет. Хвойные и лиственные
деревья осенью
Кедровые
Значение кедровой сосны для Кедровая
сосна.
орешки
людей
и
животных. Кедровка.
Колот.
Распространение
кедра
в Молотилка.
Забайкалье. Защита кедра – Кедровый стланик
дело серьезное
Кто
где Разнообразие
растений
и Сибирская
тайга.
живет?
животных
Забайкалья. Степь.
Горные
Взаимосвязь
растений, хребты. Сопки
животных и среды обитания
Журавли на Оседлые,
кочующие, Оседлые, кочующие,
полях
перелетные птицы Забайкалья. перелетные птицы.
Торейские озера – журавлиные Торейские
озера.
места
Особо
охраняемая
природная
территория.
Даурский

Колво
час
1
3
1

1

1
6
1

1

1

1

1

1

Дата
проведе
ния

заповедник
III. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СУРОВАЯ ЗИМА
§10. Природа
Значение листопада в жизни Листопад.
Лесная
готовится к растений. Зимние квартиры подстилка. Запасные
зиме
животных
питательные
вещества.
Почки
растений
§11. Зимние
Запасливые звери
Сеноставки
запасы
животных
§12. Вышел
Жизнь соболя. Значение для Соболь.
Колонок.
соболь
на человека.
Взаимосвязь Горностай. Пушнина
охоту
животных и растений в лесу
§13. Белый ковер
Особенности
зимы
в Наледь
Забайкалье. Зима на реке
§14. Охотники и Правила охоты. Помощники Зимовье. Лицензия.
браконьеры
охотника – лайки. Браконьеры
Браконьеры
§15. Зимняя
Особенности погоды зимой в Снегопад. Оттепель.
погода
Забайкалье. Опасности для Наст. Обморожение
здоровья людей зимой
§16. Что
такое Источники дыма. Влияние дыма Сажа.
Летучие
дым?
на здоровье человека
вещества. Компост.
Раковые опухоли
§17. Зимующие
Испытание для птиц – зимние Свиристели. Щуры.
птицы
морозы. Питание различных Ястреб. Дубонос.
птиц в зимний период
§18. Идем
по Страницы
«белой
книги Шатуны.
Зимние
следу
природы».
Следы
разных учеты.
животных.
Использование Сохондинский
знаний
следов
животных заповедник
человеком
§19. Пришли
Жизнь забайкальской антилопы. Дзерены. Зерентуй
дзерены
Охрана
дзеренов
от
браконьеров
§20. Красная
Охрана редких и исчезающих Красная
книга.
книга
животных Забайкалья. Красная Реликтовая
чайка.
книга – сигнал бедствия
Амурский тигр
§21. Белый месяц
Признаки
приближающейся Проталины.
весны. Народные праздники Масленица.
прощания с зимой и встречи Сагаалган. Дугжууба
весны у русского и бурятского
народа
IV. ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА
§22. Жизнь подо Особенности жизни растений и Замор.
Нерест.
льдом
животных
подо
льдом. Ледоход
Характеристика
природных
явлений:
замора,
нереста,
ледохода
§23. Береги воду
Использование воды человеком. Водохранилища.
Загрязнение воды. Подземная Минеральная вода.
вода.
Минеральные
воды. Очистные

12

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

§24. Весеннее
пробуждение

§25. История
консервной
банки
§26. Летят птицы

§27. Первоцветы

§28. Пожар в лесу

Способы экономии воды
Жизнь
растений
весной.
Цветение
деревьев
и
кустарников. Опасности для
человека в лесу весной. Меры
профилактики
от
укусов
таёжными клещами
Борьба с мусором. Вторичная
переработка. Россия – наш дом,
мы должны соблюдать чистоту
в нём
Перелетные птицы Забайкалья.
Изучение птиц

Виды
цветущих
ранней
весной.
красоту

растений
Сохраним

Причины
возникновения
лесных пожаров. Вред пожаров

§29. Время сажать Значение озеленения городов и
деревья
посёлков для жизни человека.
Породы
деревьев,
используемых в озеленении в
Забайкалье
§30. Раны земли
Причины
возникновения
оврагов. Борьба с оврагами
V. ЛЕТО ПРИШЛО
§31. Птицы
на Жизнь птиц летом. Забота о
гнёздах
потомстве. Правила поведения у
обнаруженного гнезда
§32. Жизнь
Как
живут
муравьи.
муравейника Наблюдения за деятельностью
муравьёв. Охрана муравейников
§33. Твой летний Правила летнего отдыха на
отдых
природе. Забота о здоровье
летом.
Места
отдыха
в
Забайкалье. Виды активного
отдыха
§34. Забайкалье – Любовь к Родине начинается с
моя Родина
охраны природы

сооружения
Верба.
Таёжный
клещ. Йодантипирин
1

Вторичная
переработка.
Алюминий
Клин.
Даурская
галка. Жаворонки.
Дрофы.
Кольцевание.
«Птичья вахта»
Первоцветы.
Прострел.
Ургуй.
Даурский
рододендрон.
Багульник
Наводнение.
Пожары. Верховой
пожар
Тополь.
Ильм.
Карагана.
Питомники
Почвы.
Овраги.
Пыльные бури

1

1

1

1

1

1
4

Кулик.
Чомга.
Скалистый голубь.
Каменка
Муравьидревоточцы.
«Царица». Рабочие
пчёлы. Тля
Купание. Перегрев.
Солнечные ожоги.
Ивано-Арахлейский
заказник.
Национальный парк
«Алханай»
Родина. Отечество

1

1

1

1

Учебно-тематический план «Забайкаловедение»
«Основы знаний об истории и культуре края» (4 класс)
№
1.

2.

3.

4.

56.

Тема урока

Основное содержание

Введение

Цели
и
задачи
курса
«Забайкаловедение».
Забайкалье – удивительный
край
I. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.
Когда гремели О чем рассказал карбон.
вулканы.
Чудовища вымерли и поделом.
Когда
гремели
вулканы.
Дохнуло
холодом
неспроста. Зеленый поход. Не
жалей, что не стало тропиков.
Повторение пройденного.
Спроси
у Спросим у археологов. Как
археологов
проходной двор. Чингисов
камень. Чаша Чингисхана. У
страха глаза велики.
Сибирь.
Сибирь. Забайкалье. Чита.
Забайкалье.
Прямая всегда короче, но…
Чита.
Проверим
арифметической
письмо. Острог построить не
удалось. Строганые крепости?
Значит остроги.

Русских
запугаешь.

в Неистовый протопоп. И цари
бывают
липовые.
Из
Смоленки? Значит смоленский.
След в истории.
8-9 Во
глубину Во глубину сибирских руд.
сибирских руд. Пушкин в Забайкалье. Опасное
знакомство. «Веселый день, не
для меня». Амур наш! Имя на
карте. Стержень.
10 Заглянем
в Заглянем в телефонную книгу.
телефонную
Республика
с
самым
7

След
истории.

не Меняем рухлядь на серебро.
Воевода Ванюшка Николаев.
Наказ на все времена. Русских
не запугаешь. Сидельцы и
гости.
Серебряный
звон.
Галеры вовсе ни причем.
Память.

Перечень слов
для словаря
Забайкаловедение,
Забайкалье

Колво
час
1
10

Карбон,
бурый
уголь,
каменный
уголь, ледник
1

Археология,
археолог, Чингисхан.
Сибирь,
чалдоны,
гураны,
обламы,
надолбы,
чеснок,
землепрохо
дцы.
Эвенки,
якуты,
буряты,
аманат,
куны,
гостиные
дворы,
приказчики
Боты, Аргалей,
Ильдикан и т.д.
Декабристы, каторга,
ссылка, крепость,
Чернышевкий
Японца, ДВР,
великая

1

1

2

1

2

1

Дата
проведе
ния

книгу.

коротким именем. Граница на отечественная война
замке. 1941-1945.
11 Забайкальский Богатыри снова расправили БАМ
край.
плечи. БАМ. Забайкальский
край.
II. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
12 Чита не сразу Чита не сразу строилась. Забайкальская осень.
строилась.
Хитрый остров. Прифронтовой
город. Даже ваше солнце любит
литературу. Миг победы.
13. От Гантимура От
Гантимура
до Чум, оленеводство,
до
Гантимуровых. Мэндэ. Яблок лук,
Гантимуровых. на хребте нет. Хорошо бы
поставить знак.
14. Язык один, да Хлеб да соль. Язык один, да не Падушка, братан,
не все понятно. все понятно. Пионеры были, а тянигус, сундалой,
юкки нет.
хлынять
III. ДАВАЙ ПОЙДЕМ С ТОБОЮ В ЛЕС, В СТРАНУ ЗАГАДОК И
ЧУДЕС.
15. О чем поведал Приглашение. Сколько леса у Пальмы,
лубоед.
нас? О чем поведал лубоед?
магнолии,
орешники,
дубы, хвойные
леса,
сигилляры
и
коломиты.
16. Заглянем
в Деревья держат оборону. Самая Якорные
подвалы леса.
скорая помощь. Заглянем в деревья,
подвалы леса. Зачем тайге углеводы,
якоря? Когда деревья спят, кислород
когда растут?
17. Сахар, крахмал Сахар, крахмал и масло. Без грибы
и масло.
леса грибы не вырастут, и лесу
с грибами лучше. А вот и еще
кормильцы.
18. Даурские
Даурские
хитрости.
Белая Эдельвейс,
хитрости.
звезда. Будем беречь природу.
антипола
IV. КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?.
19- Большая семья. Большая семья. Боюсь, что не Дикуша, телеграф,
20
все поверили. И вам приятного соболь,
охотовед,
аппетита.
Медведь
задает малун, фитонциды
загадки. И тля удивляет тоже.
Чтоб не отстать от мамы.
Таежный телеграф. Тайная
доска объявлений. Компас у
всех один.
21. Возвращение.
Куда
улетают
птицы.
Возвращение. Рыба плавает по
дну. Чей хвост. короче. Заяц
белый, куда бегал? Спячка
лучше чем сон.

3
1

1

1
4

1

1

1

1
3

2

1

V. НЕУЖТО ПЛАНЕТА ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ?
22. Чего не знали Чего не знали земляки. Неужто Вечная
мерзлота,
земляки.
планета перевернулась. Отчего ртуть,
стекольный
ртуть замерзла. Злые духи завод, императрица
подземелья.
Екатерина II.
23. Зимний холод Зимний холод бьет как молот. Антарктида
бьет как молот. Ледяной кипяток. Водяной , Заполярье,
воровался в дом. Друг или венная
враг? Куросиновая выручка. мерзлота
Озеро – хорошо, а болото –
лучше.
Дед-Мороз
всегда
поможет.
24. Куда убегает После зимы – весна. Да не
дождь?
всегда красна. Да не все так
плохо. Куда убегает дождь?
25. Климат людей Удивил Америку дичок. Если
закаляет.
есть
умение
–
выживет
растение. Меха красивы от
мороза.
Климат
людей
закаляет. Да здравствует новый
овечий наряд!
VI. ЭКО+ЛОГИЯ=ЭКОЛОГИЯ
26. Без леса нам Без леса нам никак нельзя. Не
никак нельзя.
только кислородная машина.
Не печаль, а больше горе.
Волки не курят, медведи не
пьют, но кто поджигает лес?
27. Заповедывать
Красный светофор природы. А
означает
– нельзя ли зажечь зеленый?
предписывать. Живи
спокойно,
тарбаган.
Заповедывать
означает
–
предписывать. Отчий дом и
гостиница. И мы в ответе за
Байкал.
28. Друзья
или Лекари – невидимки. Будь
враги?
здоров , теленомус. Друзья или
враги?
И
муравьишки
помогают лесу. Нужны природе
волки? И комары нужны.
29. Не
все Этот таинственный ПДК. Если
хорошее
поможет космос. Не взрывать
хорошо.
же наши сопки.
Выжить
Кенону помогут моллюски и
комары. Не все хорошее
хорошо. Взять бы пример с
японцев.
VII. БЕЛЫЙ ГОРОД.
30. Подземное
Караси
не
обиделись.
царство
Подземное царство города. …И
города.
его обитатели. Телефонные

4
1

1

Подорожник, вереск,
соболь, овцы.

4
Лесной пожар

Байкал, красная
книга Забайкалья,
лесные новоселы,
заповедник

Невидимки - лекари

ПДК, сакура

4
ГРЭС, трамвай

31- Белый город.
32

33

Расшифруем
наш герб.

34. Наш район.
35. Наше село.

хитрости.
Невидимки
не
унимаются. Хорошо, что нет
трамваев.
Пора заглянуть в театр. Пойдем
на
сцену
и
удивимся.
Обязательно будет
сказка.
Волокита в четверть века.
Сорок секунд на выезд. Не
красна изба углами. Белый
город.
Расшифруем наш герб.

Театр,
драматический
театр,

герб

VIII. НАША МАЛАЯ РОДИНА.
Газимуро – Заводский район.
Село, в котором мы живем.

2

В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных
жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории
края.
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является
организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности
учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного
края из разных источников информации, творческая переработка
информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
1 модуль «Природное наследие Забайкалья» направлен на изучение
проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья (3
класс);
2 модуль «Историческое и культурное наследие Забайкалья» предполагает
изучение первоначальных основ истории и культуры родного края (4 класс).
Содержание предмета 3 класс
«Природное наследие Забайкалья» – 17 часов
Введение. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье –
удивительный край.
Раздел I. Прощание с Забайкальским летом. (1 ч.)
Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей
для выпаса животных. Пора сенокоса.
Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг
лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.

Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов.
Раздел II. Осенняя пора в Забайкалье. (3 ч.)
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей.
Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.
Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на
растения и животных. Опасности первого льда.
Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют
свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных.
Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.
Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья.
Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.
Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы
Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.
Раздел III. Забайкальская суровая зима. (6 ч.)
Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений.
Зимние квартиры животных.
Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.
Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.
Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника –
лайки. Браконьеры.
Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана
здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье
человека.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание
птиц в зимний период.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных
животных.
Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов
от браконьеров.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья.
Красная книга – сигнал бедствия.

Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные
праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского
народа.
Раздел IV. Долгожданная весна. (5 ч.)
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо
льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды.
Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и
кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от
укусов таёжными клещами.
Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная
переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение
первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и
последствия пожаров.
Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для
жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Раздел V. Лето пришло. (2 ч.)
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила
поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за
деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о
здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны
природы.
Содержание предмета 4 класс
«Историческое и культурное наследие Забайкалья» - ( 17 часов)
Тема: География Забайкальского края (4 ч.)
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое
положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика

Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области),
соседние страны (Китай, Монголия).
Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные
места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры.
Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края
в экономической и культурной жизни России и современном мире.
Тема: Символика Забайкальского края и города Читы. (4 ч.)
Государственные символы Забайкалья.
Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск,
Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения
городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов,
связанные с разными периодами истории страны. Групповой проект «
Славное село»
Тема: Многонациональный характер народов Забайкалья (4 ч.)
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные
народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура.
Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение
культуры разных народов.
Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского
хозяйства.
Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной
жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.
Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между
членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
Тема: Неразрывная связь истории края с историей страны (5 ч.)
История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье –
протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.
Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А.
Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).
Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и
образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной
войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории. Групповой
прект по теме «Создаем макет памятника нашим землякам»

Планируемые результаты освоения предмета 3 – 4 классы
Личностными результатами изучения должны быть следующие умения
школьников:


Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения
общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него
самого.



Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.



Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие
для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).



Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в
предложенных ситуациях.



Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек
всегда несёт ответственность за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.



Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу
(проблему).



Совместно с учителем составлять план решения задачи.



Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя.



В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою
работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.


Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников и других материалов.



Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).



Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений и событий.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и
задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку
зрения и обосновывать её, приводя аргументы.



Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к
ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.



Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план.



Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,
выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения,
перечисленные ниже.


выполнять работу по заданию;



планировать наблюдение за явлением или предметом природы;



выделять различные признаки предмета, среди них существенные;



проводить сравнение предметов, выделять отличительные и сходные
признаки сравниваемых объектов;



разделять совокупность предметов на группы по признаку;



формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей
деятельности;



составлять план из вопросов по тексту;



выделять ключевые слова в тексте;



находить в тексте главную мысль;



делить текст на части;



пересказывать текст с опорой на его анализ и на образное восприятие;



выражать свои чувства, эмоции с помощью различных изобразительновыразительных средств;



формулировать и грамотно записывать своё отношение к событиям,
людям;



составлять схемы, приводить примеры к схемам;



работать в группе;



слушать собеседника

Требования к учебным умениям и навыкам учащихся по освоению
1 модуля «Природное наследие Забайкалья»(3 класс) учащийся должен:
Узнает:


природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река,
озеро;



значение прогнозирования погоды для деятельности человека в
условиях Забайкалья;



причины возникновения оврагов;



причины редкости некоторых растений и животных;



причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;



правила поведения в природной среде;



меры профилактики клещевого энцефалита.



особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского
края;



среду обитания растений и животных Забайкальского края;



значение растений и животных в природе и жизни человека
применительно к условиям Забайкальского края;



значение окружающей среды для жизни человека в условиях
Забайкалья;



факторы экологического риска в окружающей среде;



последствия воздействия человека на природу (вырубка лесов,
распашка земель и др.);



основные меры охраны забайкальской природы.

Научится приводить примеры:


типичных для Забайкальского края растений и животных,
встречающихся в различных природных сообществах;



съедобных, несъедобных и ядовитых грибов Забайкальского края;



культурных растений и домашних животных Забайкальского края;



редких и нуждающихся в охране видов растений и животных;



заповедников и национальных парков, созданных в Забайкалье;



основных достопримечательностей своего населённого пункта;



народов, населяющих Забайкальский край.

Научится различать по существенным признакам:


живые и неживые тела природы;



водоёмы, характерные для Забайкалья;



характерные природные явления Забайкальского края;



съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;



деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения
Забайкалья.

Научится применять знания на практике:


показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации
географическое положение Забайкальского края;



проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;



наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в
Забайкалье;



устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;



ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и
животными уголка природы;



соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в
природной среде;



оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах
таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;



соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур,
замерзания водоёмов, наводнений, землетрясений.

4 класс
Выпускник научится:


выполнять действия по плану;



сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;



заполнять таблицу;



использовать просмотровое чтение;



определять главную мысль текста;



пользоваться энциклопедиями, словарями;



записывать библиографические данные книги;



ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять
признаки оценки результата;



согласовывать и координировать свою работу с членами группы;



оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;



анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики
общения;



планировать и организовывать элементарную природоохранную
деятельность в социоприродном окружении школы;



объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих
поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и
безопасности жизни;



оценивать поведение личности с точки зрения экологической
ответственности;



вести диалог.

По освоению 2 модуля «Историческое и культурное наследие
Забайкалья» 4 класса выпускник:
Узнает:


название городов Забайкальского края;



основные достопримечательности своего населённого пункта;



народы, населяющие Забайкальский край;



распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла
коренных народов края.



значение труда как основы жизни каждого человека и общества в
целом;



роль семьи в общественной жизни;



роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России
и современного мира.

Научится применять знания на практике:


показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации
географическое положение Забайкальского края, столицу и свой
населенный пункт;



соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;



соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Для 3 класса: Корсун, О.В. Родное Забайкалье : книга для чтения в
начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. - Чита : Экспресс-изд-во,
2007
2. Для 4 класса: Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по
краеведению для младшего школьного возраста / Г.Р. Граубин. – Чита :
Экспресс-изд-во., 2008
3. Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс/сост. Е.В.Добрынина, О.И.
Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. –Чита:
экспресс-издательство.
4. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь.Е.А.
Игумнова, И.Б. Барахоева. -Чита: экспресс-издательство.
5. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного
округа (животные). – Чита : Поиск, 2000. - 214 с.
6. Малая энциклопедия Забайкалья. Природное наследие/ гл. редактор Р.Ф.
Гениатулин. Новосибирск. Наука.2009.
7. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I – IV. Новосибирск.
Наука, 2000,2003, 2006

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному
предмету «Забайкаловедение» 4 класс
№
п/п

Контролируемые разделы (темы)
предмета

Наименование
оценочного средства

1

Символика Забайкальского края

Групповой проект «Славное село»

2

Многонациональный характер
народов Забайкалья

Групповой проект по теме «Как
мы празднуем народный
праздник»

3

Неразрывная связь истории края с
историей страны

Групповой проект по теме
«Создаем макет памятника нашим
землякам»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».